Ответы на вопросы

В: Приобретен товар ненадлежащего качества. В какой срок продавец должен удовлетворить требования потребителя о замене товара ненадлежащего качества на аналогичный? 
О:  В соответствии со ст. 21 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» этот срок составляет 7 дней, а при необходимости проведения дополнительной проверки качества — 20 дней. Если же товар на замену отсутствует, то обмен товара ненадлежащего качества должен быть осуществлен в течение 1 месяца.
Если для замены товара требуется более 7 дней, то продавец обязан в течение 3 дней, со дня подачи требования о замене товара, предоставить безвозмездно потребителю товар, на период замены, обладающий этими же свойствами, доставив его за свой счет.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» это правило не распространяется на товары, указанные в перечне товаров длительного пользования.


В: Можно ли вернуть товар ненадлежащего качества, который приобретен в кредит?
О: Да. Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при возврате товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита. А также возмещается плата за предоставление кредита.


В: Куплен телевизор. В течении 2-3 часов телевизор работал нормально, потом его выключили. Минут через 30 решили снова включить телевизор, он не включается. Можно ли в данном случае вернуть неисправный телевизор и забрать деньги или поменять на другой товар? В магазине телевизор забрали на проверку, сказали ждать максимум 21 день.
О: Приобретен некачественный товар. Следовательно, в соответствии со ст. 18 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право вернуть деньги или обменять на другой товар. Так как телевизор — это технически сложный товар, то обменять его или вернуть деньги, можно в течение 15 дней со дня покупки телевизора.
Для этого потребителю необходимо составить претензию, где он укажет свое требование. Вместе с претензией потребителю необходимо передать продавцу товар ненадлежащего качества, сопровождая этот шаг оформлением акта о передаче товара с указанием характера недостатка, даты приемки товара, подписи уполномоченного лица. Если продавец не удовлетворит требования потребителя в течение 10 дней, потребитель имеет право подать исковое заявление в суд. Суд удовлетворит требования потребителя.
По истечении же 15 дней со дня покупки указанные требования подлежат удовлетворению лишь в следующих случаях:
— у товара обнаружен существенный недостаток;
— нарушены сроки устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение более 30 дней вследствие неоднократного устранения недостатков.


В: Приобретен в кредит сотовый телефон. На следующий день у потребителя возникло желание вернуть телефон в магазин, так как он перестал ловить сеть. Продавец взял телефон на проверку качества. Спустя 22 дня потребителю сообщили, что дефект не обнаружен. Через 4 дня все повторилось. Потребитель написал претензию с требованием расторжения договора купли-продажи, так как телефон ненадлежащего качества. Телефон забрали на проверку качества. Через 21 день результатов проверки не было. Потребитель вручил претензию с требованием выплатить неустойку за невыполнение в срок требования, указанного в претензии. В ответ потребителю вручили квитанцию о гарантийном ремонте. Потребитель составил новую претензию с требованием о выплате неустойки и о расторжении договора. Ответ на претензию потребителя был следующий: «Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец готов выплатить сумму, которую заплатил потребитель на данный момент банку, только после того, как потребитель расторгнет договор с банком (то есть потребитель заплатит весь кредит досрочно) и принесет выписку. Но вернут сумму без учета процентов банка, которые заплатил потребитель. Подскажите, пожалуйста, как поступить потребителю в данном случае? Ведь по закону продавец должен выплатить на день возврата сумму, которую потребитель заплатил за товар и сумму за пользование кредитом (то есть проценты), так как был приобретен товар ненадлежащего качества.
О: Согласно ч. 1. ст. 18 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе требовать от продавца полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В данном случае некачественного телефона.
Согласно ст. 22 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», требования потребителя о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.
При возврате товара необходимо также составить Акт приема-передачи товара и 1 экземпляр предоставить банку для подтверждения возврата товара продавцу.
Так как товар, куплен в кредит, продавец обязан возвратить деньги за купленную вещь в сумме первого взноса, так как потребитель заплатил их продавцу. До полного погашения кредита покупка считается собственностью банка, поэтому продавец должен будет перевести оставшуюся сумму банку (ведь от банка он и получил эту сумму).
Потребитель должен обратиться в банк с заявлением о досрочном расторжении договора о кредите. При этом необходимо указать, что причиной является расторжение договора купли-продажи с торговой организацией и что банк получил денежные средства от торговой организации. Также в заявлении необходимо указать требование на выдачу денежных средств, если их сумма на банковском счете покупателя больше, чем требуется для досрочного погашения суммы кредита (ч. 5 ст. 24 Федерального Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Банк обязан выдать разницу наличными деньгами из кассы без открытия каких-либо дополнительных счетов или взыскания каких-либо комиссий.
Если же продавец будет затягивать рассмотрение претензии, выплату денег в размере первоначального взноса или перечисление остатка в банк, то необходимо составить исковое заявление и обратиться в суд.
Если же потребитель сам погасит полностью кредит досрочно, то продавец должен будет вернуть деньги в сумме полной стоимости покупки лично потребителю, включая проценты и иные платежи, совершенные в погашение кредита. При отказе продавца выполнять данные требования, необходимо обратиться в суд.